Начинается лента с некоего притчевого пролога. Начало 20 века, какое-то восточноевропейское местечко, человек в снежную непогоду наконец возвращается домой и рассказывает жене (семья еврейская), как ее знакомый помог ему, а он в свою очередь пригласил его в гости. Женщина реагирует с ужасом: это проклятие, ведь тот реб три года как мертв, а это никто иной как диббук - злой дух. Человек пытается убедить жену, приглашает мужчину в дом, но женщина непреклонна и, чтобы доказать свою правоту, - втыкает нож в грудь старому. По всем канонам жанра - это момент истины: диббук или нет.
Однако каноны Коэнам не указ, и хоть рана и кровоточит, реб заходится хохотом и уходит прочь. А вот вопрос остается без ответа - и это идейный постулат «Серьезного человека»: следствие без причины.
«Воспринимает с облегчением все, что с тобой происходит», - утверждает эпиграф, взятый в Раши.
Он - успешный профессор физики еврейского колледжа на Среднем Западе США, жена, двое детей, дом, убеждение, что математика дает ответы на эти даже в теории неопределенности. Даже если есть неопределенность, где кот Шредингера в коробке с радиоактивным ядом одновременно может находиться в двух состояниях - живом и мертвом - зависит от вероятности распада ядра, которая пятьдесят на пятьдесят, то чтобы найти правильный ответ, стоит всего лишь через час раскрыть коробку и посмотреть, кот жив или нет.
Вероятность распада начинает внезапно сбываться - в жизни героя женщина хочет развода, чтобы жениться на другом, в университете студент-кореец подсовывает взятки и начинает шантажировать за высокую оценку, дочь ворует деньги, собирая на коррекцию носа, сын не готовится к публичному обряду иудейской инициации, курит марихуану и обращает внимание на папу только тогда, когда надо починить телеантенну, брат Артур, асоциальный сорокалетний бездельник, повисший на шее, занимаясь лишь «гениальным» нумерологическим трактатом «Ментакулус», а потом еще и попадая под обвинения полиции, в колледже плановое слушания о продлении контракта, жена с «будущим» выселяют Ларри с братом в дешевую гостиницу и мыло чистят его банковский счет.
«За что мне это ?! Я же ничего не делал !!! »Изысканное издевательства Коэнов над своим героем доходит предела, когда ему звонят из музыкального клуба, который рассылает диски почтой, и выставляют круглый счет за альбом Карлоса Сантаны« Abraxus »- лидера чартов в прошлом месяце - и только потмоу, что он «ничего не делал» - то есть, не отказался от этого в письменной форме. Самому открыть коробку с котом в Ларри никак не получается.
После мучительных размышлений о причинах своих напастей и свойственной иудейской культуре экзистенциальных поисков справедливого Бога Гопник за ответом обращается к традиционной еврейской терапии: идет поговорить с раввином. Даже с тремя. Коэны не обходят возможности поиронизировать над деятельностью раввинов: они рассказывают истории, которые произошли с другими и которые показывают, что «ты такой не один» (как, например, о новом взгляде на автостоянку или о надписи «Помоги мне» на иврите на зубах гоя, мистический смысл которого лишил сна дантиста Засмана), или вообще заняты, потому что думают. И их ответ на все - см. эпиграф.
Не стесняются режиссеры посмеяться и из самых иудейских традиций. Постоянно повторяющийся диалог: «Хочу гет. - Что? - Гет - документ, который нужен по иудейским законам для бракосочетания », в неведении участниками которого становятся не только рядовые евреи, но и сам раввин; обряд в состоянии обкурки и наставления от старшего раввина в виде цитаты из лейтмотивной песни «Jefferson Airplane»; переход на английский в практической жизненной ситуации ретроградного учителя, который якобы понимал только иврит. Так же, как и из американских реалий, когда вообще враждебно настроен сосед сразу бросается на помощь, когда видит, как кореец - папа студента-шантажиста - имеет претензии к «своему», или тот же случай с почтовой рассылкой, когда получаешь товар, ничего НЕ заказав. Фильм радует подбором колоритных актеров (режиссеры проводили кастинги среди еврейских общин США).
«Я серьезный человек» - выкрикивает в истерике Ларри Гопник перед закрытыми дверями третьего раввина. И эта формула убеждает скорее его самого в том, что не стоит больше убиваться над поиском во всем божественного провидения. Время самому браться и «делать что-то», и все у него наладится: и с женой, и с детьми, и с работой, и поможет расслабиться обольстительная соседка, и финансовое положение за счет взятки исправится - ну все как у серьезных людей. Не был бы Гопник только персонажем совсем несерьезных братьев Коэнов ...
top uk online casino sites